Госпрограмма «Денсаулық» станет основой для планомерного развития системы здравоохранения Казахстана до 2050 года.
Государственная программа «Денсаулық» на 2016-2019 годы является логическим продолжением Госпрограммы «Саламатты Қазақстан» реализация которой завершена в 2015 году.
Перед системами здравоохранения многих стран мира, в том числе и Казахстана, стоят такие глобальные вызовы, как рост неинфекционных заболеваний, ресурсоемкости системы здравоохранения за счет внедрения новых технологий, увеличение численности пожилого населения.
В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.
Данная программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых результатов и решение проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми вызовами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года
На ближайшие четыре года стратегическими целями
В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1. увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 73 лет к 2020 году;
2. повышение доступности и качества медицинских услуг;
3. улучшение системы финансирования и управления в здравоохранении.
В Казахстане будет создана система общественного здравоохранения на основе интеграции эпидемиологической службы и службы формирования здорового образа жизни и рационализации питания .
Функции системы общественного здравоохранения:
Повышение информированности населения и его вовлечение в мероприятия по профилактике и снижению вредного воздействия различных факторов окружающей среды, нездорового питания и поведенческих рисков;
Обеспечение эпидемиологического мониторинга за инфекционным и основными неинфекционными заболеваниями, в том числе за нарушениями психического здоровья и травматизмом;
Обеспечение, координация и расширение межсекторального взаимодействия, направленного на охрану и укрепление здоровья населения страны;
Обеспечение контроля за соблюдением законодательства и других правовых норм в области охраны здоровья и эпидемиологической безопасности;
Внедрение международных систем долгосрочного моделирования и прогнозирования развития заболеваний на региональным и национальном уровнях.
Центральным звеном в системе организации медпомощи станет первичная медико – санитарная помощь (далее - ПМСП), в рамках которой планируется поэтапное увеличение объема медицинской помощи и перечня лекарственных средств для бесплатного амбулаторного лечения. Универсальная ПМСП будет обеспечиваться путем дальнейшего перехода к семейному принципу обслуживания (далее СПО), предусматривающему наблюдение за здоровьем человека в течение всей его жизни с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде, с акцентом на профилактику. СПО будет осуществляться врачами общей практики или мультидисциплинарными командами из числа ныне действующих командами из числа ныне действующих участковых врачей (терапевтов, педиатров, гинекологов), в зависимости от кадровой оснащенности конкретного региона. По мере увеличения численности врачей общей практики и роста их компетенции они будут замещать мультидисциплинарные команды.
Так же предусмотрено дальнейшее развитие транспортной медицины, в том числе санитарной авиации, скорой медицинской помощи и телемедицины, сети передвижных аптечных пунктов.
Специализированная медицинская помощь будет интегрирована со всеми службами здравоохранения
При этом предусматривается разработка и реализация специальных планов действий по основным социально значимым неинфекционным заболеваниям и заболеваниям, существенно влияющим на демографию населения страны:
- Остры инфаркт миокарда,
- Острое нарушения мозгового кровообращения (инсульт),
- Злокачественные новообразования,
- Травмы
- Беременность и родовспоможение.
- По каждому направлению будет оказываться весь цикл услуг: профилактика, лечебные мероприятия, включая реабилитацию, диспансерное наблюдение, медицинские и социальные услуги.
Продолжиться развитие высококвалифицированной специальной медицинской помощи с привлечением лучших мировых практик.
Инстиуциональной основой национальной системы управления качеством медицинской помощи станет Объединенная комиссия по качеству, на которую будут возложены следующие функции:
1) утверждение клинических протоколов, стандартов в здравоохранении;
2) совершенствование системы аккредитации медицинских организаций;
3) содействие в реализации Национальной политики лекарственного обеспечения;
4) принятие решений по выключению и исключению лекарственных средств, изделий мед назначения и других медицинских технологий в структуру тарифов, возмещаемых за счет гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и обязательного социального медицинского страхования;
5) содействие в эффективном управлении человеческими ресурсами в здравоохранении.
С целью решения вопросов качества, безопасности и доступности лекарственных средств, предоставляемых населению, будет разработан Казахстанский национальный лекарственный формуляр (далее - КНФ). За основу КНФ взят Британский национальный лекарственный формуляр, который считается в мире «золотым стандартом »
КНФ будет включать весь перечень лекарственных средств, зарегистрированных в Казахстане, информацию об их доказанной клинической эффективности, о возможных побочных эффектах и предельную цену на каждый препарат. Таким образом, он станет большим справочником как для врачей, так и для граждан страны.
В целях обеспечения финансовой устойчивости системы здравоохранения с 2017 года в Казахстане будет внедрено обязательное социальное медицинское страхование. Государство будет осуществляться взносы за 15 категорий граждан (социально защищаемые слои населения).
Работодатели – за наемных работников. Работники и само занятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах, - за себя.
Для аккумулирования взносов и закупа медицинских услуг на базе Комитета оплаты медицинских услуг Министерства здравоохранения социального развития Республики Казахстан (далее – МЗСР РК) будет создан Фонд социального медицинского страхования в организационно- правовой форме некоммерческого акционерного общества. Учредителем и единственным акционером Фонда выступит Правительство РК.
Ставки взносов будут повышаться поэтапно:
Для государства – от 4% в 2017 году до 7% в 2024 году;
Для работодателя - от 2% в 2017году до 5% в 2020 году;
Для самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера)- от 2% в 2017 году до 7% в 2020 году.
Взносы для работодателей будут относиться на вычеты при исчислении индивидуального подоходного налога. Дальнейшее развитие медицинского и сестринского образования будет предусматривать триединство клинической практики, медицинского образования и научной деятельности.
Для оценки уровня теоретических знаний и практических навыков выпускников будет внедрена система независимой оценки компетенции, базирующаяся на профессиональных стандартах и лучшей международной практике.
Реализация новой Государственной программы развития здравоохранения «Денсаулық»будет способствовать укреплению здоровья граждан и общества в целом, увеличению продолжительности жизни; повышению доступности, полноты и качества медицинской помощи; расширению бесплатного амбулаторно – лекарственного обеспечения; снижению уровня неформальных платежей на здравоохранение; обеспечит доступ к современным и безопасным медицинским технологиям и лекарственным средствам.
30 марта 2015 года МЗСР РК и фармассоциациями Казахстана заключен меморандум о сдерживании цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения с целью поддержки социально защищаемых слоев населения. Отечественные и международные производители лекарственных средств и изделий медицинского назначения, дистрибьюторы и представители розничной торговли зафиксировали цены на уровне 1 марта 2015 года и взяли на себя социальную ответственность о сдерживании цен на 200 наименований часто используемых лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В частности противовоспалительные, обезболивающие, жаропонижающие препараты, некоторые виды антибиотиков, а так же шприцы и бинты.
С 21 августа 2015 года специалисты территориальных департаментов Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗСР РК совместно с местными исполнителями органами проводят ежедневный мониторинг аптек на предмет соблюдения условий меморандума. Жалоб и обращений от населения не поступало.
Специалисты Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗСР РК ведут переговоры с представителями фармассоциаций страны по вопросу подписания подобного меморандума в 2016 году.